Почему немцы отказались от использования дизельных двигателей на танках

Танки Германии Великая Отечественная Война

Огромную ставку генералы Вермахта в войне с СССР делали на свои механизированные подразделения. Немецкие танки были одними из самых лучших и технологичных машин подобного типа в мире. Определенные вопросы возникают только к моторам. 

Дело в том, что все немецкие танки имели бензиновые двигатели, тогда как советские танки работали на дизельном топливе. Сегодня мы попробуем разобраться, зачем немцы отказались от дизельных моторов. 

Достоинства дизеля

Прежде чем говорить о причинах отказа от дизельных двигателей, давайте поговорим о том, каких преимуществ лишилась немецкая бронетехника.

Самым основным преимущество дизельных двигателей в сравнении с бензиновым, является низкий расход топлива. Владельцы современных дизельных автомобилей об этом прекрасно знают. Представьте, какой расход имеет танк, а тем более целое подразделение из десятка машин. В таких условиях, расход топлива имеет особенно значение.

Завод по сборке ПТ САУ "Фердинанд"
Сборка ПТ САУ «Фердинанд»

Кроме того, дизельное топливо сложнее поджечь. В отличие от бензина, где воспламеняются его пары, в дизельном топливе паров нет, что существенно снижает вероятность возгорания после попадания. Правда, есть один нюанс – потушить дизельное топливо сложнее. Если уж оно загоралось, танкистов ждали страшные ожоги или гибель. 

Третье преимущество вытекает из первого. Пониженный расход даёт возможность увеличить продолжительность движения колоны танков между дозаправками. Ведь далеко не всегда на фронте танки идут в атаку. Периодически им приходиться двигаться маршем в тыл или на новые позиции. Чем меньше будет остановок для дозаправки, тем быстрее пройдёт передислокация. Порой на фронте ключевую роль могут сыграть даже несколько лишних часов.

Образцы Pz.Kpfw IV Ausf.G
Pz.Kpfw IV Ausf.G на платформах перед отправкой на фронт

Впрочем, если речь идёт о переброске эшелонами, это преимущество становится менее заметным, но списывать его со счетов не стоит.

Причины отказа от дизельных моторов

О плюсах дизельного двигателя мы поговорили, теперь давайте порассуждаем о том, почему же немцы отказались от использования таких экономичных и эффективных моторов. 

Во-первых, большая часть дизельного топлива уходила на подводные лодки Третьего Рейха. К моменту начала войны у Германии был мощный подводный флот, который нужно было «кормить». Использование дизельных моторов для танков могло лишить топлива Кригсмарине. 

Во-вторых, производство дизельного топливо не допускает синтетических примесей. Необходимо чистое сырье, а одной только румынской нефти для всех танков Вермахта вряд ли бы хватило. 

В-третьих, дизельные моторы плохо показывают себя в сильные морозы. Советские танкисты, которые всю жизнь решали подобные проблемы, могли найти выход из любой ситуации, а вот непривыкшие к сильным морозам немецкие танкисты могли «угробить» сотни танков.

Последней, но немаловажной причиной, являлся недостаток ресурсов для производства. Несмотря на то, что Третий Рейх занимал огромную территорию и поглотил почти десяток крупных европейских стран, хороших сталей, необходимых для производства дизельных моторов не хватало. Кроме того, требовался и новый дизельный мотор, на создание которого пришлось бы потратить слишком много времени. 

Немцы прекрасно понимали, что на поле боя танк вряд ли проживёт долго, поэтому не видели смысла расходовать ценные ресурсы на его мотор.

Образец двигателя танка "Тигр"
Бензиновый двигатель танка “Тигр”

На мой взгляд, совсем не двигатели были основной проблемой немецких танков. Немецким инженерам стоило больше внимания уделить технологичности своих боевых машин, и сделать их проще. 

Советские конструкторы сделали ставку на простоту и надёжность, что и сыграло ключевую только в противостоянии танков. 

Какой из моторов вы считаете более надёжным?

Оцените статью
Добавить комментарий для igisuu Отменить ответ

  1. igisuu

    немецкий танк – много показухи,
    русский – дешевизна и эффективность, а это основное, что нужно в большой войне!

    Ответить
  2. Владимир

    Чем проще аппарат – тем он надежнее. Это отличный постулат отечественной инженерной школы.

    Ответить