Лётчики – герои Великой Отечественной войны, «побратимы Маресьева»

Летчик-герой СССР Маликов И.А. Великая Отечественная Война

Многим лётчикам Великой Отечественной войны было присвоено звание Героя Советского Союза. Кого мы знаем из геройских лётчиков Великой Отечественной войны 1941 – 1945 г.?

Разумеется, прежде всего – самых результативных лётчиков Второй мировой войны, асов-истребителей.

Самые известные советские асы Второй мировой войны – это Александр Покрышкин и Иван Кожедуб. Этих асов Великой Отечественной войны знают все, от мала до велика. Как и Алексея Маресьева, который научился управлять боевым самолётом на протезах. Другие лётчики асы Второй мировой войны СССР знакомы гораздо меньшему кругу людей. Даже немецкий самый результативный лётчик Второй мировой войны Эрих Хартманн у нас в стране известен больше

Но были и другие лётчики Великой Отечественной войны – Герои Советского Союза, с судьбой как у Маресьева, но оставшейся в тени, практически неизвестной широкой аудитории. Потому, что их истории не попали в то время на глаза какому-нибудь известному писателю.

Советский летчик, до Марасьева попавший в аналогичную ситуацию

Пилот ВВС Северного флота Захар Артёмович Сорокин, воевавший на истребителе МиГ-3, в первые месяцы войны сбил пять немецких самолётов. Но 25 октября 1941 года во время боя он был ранен и был вынужден посадить повреждённый самолёт в тундре. 

Пока раненый в бедро лётчик добирался до людей (почти 70 км, часть из которых – ползком) – он отморозил ноги, и ступни ему пришлось ампутировать.

Летчик-герой Сорокин З.А.
Сорокин З.А.

Долго добивался Сорокин разрешения вернуться в строй. Дошёл до главкома ВМФ адмирала Кузнецова. Наконец, в феврале 43-го вернулся за штурвал истребителя (правда, ему пришлось осваивать уже новый самолёт – американский, «Аэрокобра»). 

В августе 1944 года Захар Артёмович получил заслуженную Золотую Звезду.

Летчик – герой двух войн

В 1942 году лишился обеих ног лётчик-истребитель Леонид Георгиевич Белоусов. При этом правую ногу ему пришлось отнять выше колена. Тем не менее, в 1944 году он возвратился в свой полк, восстановил навыки пилота и продолжил воевать на истребителе Ла-5.

Портрет Белоусова Л.Г.
Белоусов Л.Г.

Причём Белоусов уже во второй раз возвращался в строй после тяжелейшего увечья: в феврале 1938 года его И-16 потерпел аварию, из-за которой у пилота очень сильно обгорели лицо и руки. Но и «оставшийся без лица» лётчик продолжил службу – он прошёл всю советско-финскую и Великую Отечественную.

Заслуженная награда нашла своего героя в 1957 году: именно тогда Леонид Георгиевич был удостоен звания Героя Советского Союза.

Советский лётчик, который и без ноги долетел до Берлина

В конце августа 1942 года, в районе города Ржева, бомбардировщик Ильи Антоновича Маликова поразил снаряд немецкого зенитного орудия. При этом пилот получил тяжёлые ранения, однако смог довести повреждённый самолёт до свей территории и посадить его «на брюхо».

Портрет героя СССР Маликова И.А.
Маликов И.А.

В госпитале ему пришлось ампутировать правую ногу. Но на гражданку лётчик не собирался, поэтому в мае 1943 года возвратился в свой полк и снова начал летать. Вначале – на самолёте У-2, выполняя только технические (связные) полёты. А затем – и боевые вылеты на бомбардировщике Пе-2. Боевых вылетов после ампутации ноги он совершил 66. Последние – уже во время Берлинской наступательной операции.

Золотую звезду Героя Маликов получил в 1946 году, когда после войны продолжал службу в Группе советских войск в Германии.

Ещё один летчик ас времен Великой Отечественной войны, бивший врага и без ног

В число знаменитых летчиков Великой Отечественной войны хотелось бы включить и Георгия Павловича Кузьмина, который храбро сражался на истребителе даже после ампутации ног и, к сожалению, погиб в 30 лет в небе над Донбассом.

19 сентября 1941 года в районе Ельца Кузьмин был тяжело ранен и сбит в воздушном бою. Его внесли в списки потерь как погибшего – не зная, что старший лейтенант совершил вынужденную жёсткую посадку и с простреленными обеими ногами добрался до своих. В госпитале пилоту отрезали ступню левой и часть ступни правой ноги.

Портрет летчика-героя СССР Кузьмина Г.П.
Кузьмин Г.П.

А он не смирился с инвалидностью, и в мае 1942-го добился возвращения к боевым вылетам. 28 апреля 1943 года Кузьмин стал Героем Советского Союза (сбил 15 самолётов противника лично и ещё 6 в составе группы).

18 августа 1943 года его самолёт поразил огонь немецкой зенитки. Георгий Павлович успел выпрыгнуть с парашютом, но ему не повезло: парашют загорелся от горящего самолёта.

Безрукий летчик герой ВОВ

В июле 1943 года, в самом начале сражения на Курской дуге, пилот-истребитель Иван Антонович Леонов сбил Fw-190, однако и сам был сбит другим немецким истребителем, получив тяжёлое ранение. Осколок разворотил ему всё левое плечо, но лётчик сумел выбраться из горящего самолёта и спастись на парашюте. 

Ампутировать ему пришлось не просто руку, а весь плечевой сустав, вместе с лопаткой. Но после выхода из госпиталя он даже не думал оставлять небо. Управлял этот ас самолётом одной рукой, немного помогая себе самодельным алюминиевым протезом-крюком.

Портрет героя СССР Леонова И.А.
Леонов И.А.

Золотую Звезду Героя этот лётчик получил лишь к 50-летнему юбилею Победы – в 1995 году.

«Повесть о настоящем человеке» Бориса Николаевича Полевого открыла всему миру, каким мужеством обладают лётчики СССР, какова сила воли русского характера. Это произведение заслуженно прославило Алексея Петровича Маресьева, и многие думают, что его случай был уникальным. Нет – лётчиков-героев, которые не позволили, чтобы их списали, и продолжили сражаться, было гораздо больше.

Оцените статью
Добавить комментарий