Многие люди, далекие от реальных фактов, считают, что советский танк Т-34 был идеальной боевой машиной. Ведь он не зря стал «танком Победы», нанеся урон немецким бронетанковым войскам.
В действительности, у него были существенные минусы, которые серьёзно осложняли жизнь советским танкистам.
Прежде чем начинать поливать Т-34 «грязью», отмечу, что он стал танком «Победы» во многом благодаря простоте производства и своей массовости. За годы войны было произведено больше 35 тысяч боевых машин.
Бронирование
Т-34 стал одним из первых танков, в котором применили принцип «наклонной» брони. Это позволило увеличить толщину участка, необходимого для пробития, не повышая вес машины. Вот только качество бронирования оставляло желать много лучшего.
В металле, который использовали на заводе для сборки Т-34, равно как и других советских танков, не хватало никеля. Его негде было взять в достаточном для военных нужд количестве, инженерам приходилось экономить. В итоге, броня «крошилась» после попадания немецких снарядов.
Успешно Т-34 мог противостоять только слабым немецким пушкам на ранних этапах войны. Для орудий калибром выше 50 миллиметров, он становился легкой мишенью.
Система вентиляции
В немецких танках на башне имелось окошко, через которое не только выбрасывали стреляные гильзы, но и выпускали едкие пороховые газы.
На советских танках для этих целей устанавливали специальные вентиляционные системы, которые редко справлялись со своей задачей. Танкистам приходилось выбирать: дышать едкими парами или открывать люк, который существенно снижал живучесть экипажа.
Пушка
На первые модели Т-34-76 ставили орудие Ф-34 калибром 76-миллимтеров. Для своего времени это была неплохая пушка, которая хорошо справлялась с немецкими танками образца 41-42-го годов. С появлением более бронированных «Пантер» и «Тигров» ситуация изменилась.
Советские танкисты не могли гарантировать поражение вражеского танка даже с дистанции 200 метров. Новая модификация Т-34-85 получила более мощное орудие, но это уже был другой танк.
Трансмиссия
На ранних этапах механики часто сталкивались с проблемами при обращении с КПП танка. Переключение передач требовало неимоверных усилий. Иногда механик-водитель не справлялся с этой задачей в одиночку, привлекая своих товарищей.
Проблему удалось исправить только после того, как на Т-34 стали устанавливать новую 5-ти ступенчатую КПП.
Недостаток обзора
На поле боя обзор имеет большое значение, а у Т-34 были с ним серьёзные проблемы, которые отметили даже по итогам государственных испытаний:
«… отсутствие зрительной связи между танками при решении огневой задачи, в следствии того, что единственный прибор, допускающий круговой обзор – ПТ-6, – используется только для прицеливания… Поворот башни в любую сторону возможен лишь при условии отклонения головы от налобника прибора ПТ-6, то есть вращение башни фактически производится вслепую…»
Кроме того, приборы наблюдения не имели защиты от грязи. Песок и копоть быстро забивали их во время боя, а выходить из танка под ураганным обстрелом противника, небезопасно. Часто наши танкисты действовали интуитивно.
В мире нет идеальных вещей, и Т-34 не был идеальным. Он был именно таким танком, который был необходим в той войне. Его плюсы значительно превосходили минусы, что позволило ему стать одним из лучших танков Второй Мировой войны в своём классе.
Какие ещё минусы Т-34 вам известны?
По сравнению с танками союзников наши танкисты предпочитали Т-34