«Желая помочь любимой родине в ее борьбе с фашистскими ордами… я разработал предлагаю Вашему вниманию проект нового мощного вида вооружения Красной Армии –” танковый крейсер”»
Когда речь заходит об огромных танках и тяге к масштабности, все вспоминают про немецкий «Маус» или орудие «Дору». Однако и у советских инженеров возникали идеи о создании самых настоящих «танковых крейсеров», до которых по масштабам проекта «Маусу» очень далеко.
В этой статье мы поговорим про два весьма амбициозных проекта.
Давлетов
Идея создания огромного танка возникла в СССР весной 1941-го года. Её автором стал молодой инженер Давлетов, который на тот момент ещё учился в институте. В письме, которое он отправил в Наркомат обороны, говорилось о том, что он, изучив опыт последних военных конфликтов, разработал проект танка, способного с легкостью пробить линию обороны противника. В качестве примера он привел финскую линию Маннергейма.
Масса танка, длина которого равнялась 40-ка метрам, должна была составить 2.5 тысячи тонн. В движение эту огромную махину должны были приводить несколько мощных моторов по 15 тысяч лошадиных сил, которые работали бы на сырой нефти.
За огневую мощь должны были отвечать две крупнокалиберные 150-миллиметровые пушки, порядка 10 орудий среднего калибра (75 миллиметров), а также три 500-миллиметровые мортиры.
Помимо основного вооружения, этот крейсер мог бы перевозить 16 снаряженных танков. Сам Давлетов про свой танк писал следующее:
«На расстоянии 250-300 км от линий фронта сосредотачивается до 100 сухопутных крейсеров… На этих 100 крейсерах имеются 1800 танков (из них 200 штук амфибий). Кроме того, на борту кораблей размещается до 4-х дивизий пехоты с вооружением. С наступлением ночи армада должна была начать движение к фронту и к утру добраться до него. За несколько часов до рассвета бомбардировочная авиация поддержки принялась бы утюжить укрепления противника. Затем её должен был догнать огневой вал крейсеров. После — разгрузились бы со своих огромных носителей и устремились в атаку без малого две тысячи танков. «С прорывом танков идут крейсера, направляя огонь по уцелевшим очагам сопротивления, давя их своей массой, расширяя прорыв… Их дальнейшая цель – связаться с парашютным десантом, с авиацией с целью захвата столицы противника».
По словам инженера, такой «танковый крейсер» был практически неуязвим. Об уничтожении его существующими на тот момент средствами не шло и речи. У противника возникли бы серьёзные проблемы с тем, чтобы хотя бы его остановить.
Осокин
В 1942-ом году в СССР появился ещё один проект удивительного по габаритам танка. Его автором стал Осокин, который предложил эту концепцию другим инженерам. Стоит отметить, что его предложение вызвало интерес у советского руководства.
Осокин о своём танке:
«Танковый крейсер (ТК) представляет собою наиболее мощную бронированную и сильно вооруженную боевую гусеничную четырехмоторную машину-крепость»
В центре корпуса располагалось основное отделение, а спереди и сзади несколько скреплённых с ним обычных танков. Честно говоря, мне его вид напоминает «босса» из какой-то компьютерной игры.
Вес машины составлял более скромные, в сравнении с предыдущим образцом, 270 тонн. Его лобовая броня насчитывала 125 миллиметров, и порядка 100 по бортам. Для защиты экипажа от отравляющих веществ, для каждого члена предполагался свой баллон с кислородом.
В арсенале танка было две 152-миллиметровые пушки, несколько башен от Т-34 с орудиями, а также спаренная зенитная установка.
Осокин позиционировал свой танк, как машину для прорыва. К сожалению, одобрения в правительстве его проект не нашел.
Почему от таких танков отказались?
При всей своей грозности и разнообразном вооружении, в реальной боевой обстановке такие танки были мало эффективны. На мой взгляд, на это есть несколько причин.
Во-первых, из-за огромных габаритов и низкой скорости передвижения, такие танки были идеальной мишенью для вражеской артиллерии и авиации. Какой бы толстой ни была броня, но 7 тонный снаряд от «Доры» или ковровая бомбардировка уж точно остановили бы его.
Во-вторых, для постройки такого танка потребовалось бы слишком много ресурсов, которыми можно было бы распорядиться более грамотно.
В-третьих, малоподвижные танки не могли обеспечить эффективность в условиях «Блицкрига». Они больше подходили для Первой Мировой войны, поскольку там преобладали позиционные сражения.
Насколько эффективными, по-вашему, могли быть такие танки на поле боя?