Можно сколько угодно говорить о том, что советские солдаты воевали не за деньги, а защищали свою родину. Но солдату необходима дополнительная стимуляция, и деньги были неплохим способном повысить эффективность Красной армии.
В большинстве книг и статей о Великой Отечественной войне и подвиге советского народа, не любят говорить про деньги. Но «боевые» платили, и историк Кустов своей книге «Цена победы в рублях», подробно всё описал. На её основе я и составил для вас эту статью.
Армия
Начнём с пехоты. Советским солдатам начали платить летом 1942-го года. Премия полагалась за уничтоженные немецкие танки. Сперва предлагалось выделять по 1 тысяче рублей наводчику с командиром, а остальным членам расчёта по 300. Ходят слухи, что лично Сталин сократил выплаты до 500 и 200 рублей, что в целом, тоже было неплохо.
Через год, подобные выплаты стали получать не только артиллеристы, но и танкисты, бронебойщики, саперы и те, кто смог уничтожить немецкий танк. Мехводы танков имели возможность получить дополнительные премии, доказав свою квалификацию. «Виртуозы» могли получить до 150 рублей.
За каждый уничтоженный с помощью гранаты немецкий танк, пехотинец получал 1 тысячу рублей. В случае группового уничтожения, все участники атаки получали на всех 1.5 тысячи.
Десантникам платили за боевые операции. Офицеры получали месячный оклад, а обычные солдаты по 500 рублей за каждую высадку.
Авиация
Самые большие выплаты были в авиации. Помимо знаменитых «100 грамм за сбитый», каждый летчик или подразделение в целом, получали солидную прибавку. Первыми премию получили 5 советских экипажей, которые бомбили Берлин в августе 1941-го. Им выдали по 2 тысячи рублей личным указанием Сталина.
С первых дней войны летчики получали деньги за каждый уничтоженный вражеский самолёт и боевой вылет. В 1943-ем году для экипажей, летающих на бомбардировки Берлина и других европейских столиц установили дополнительные поощрения. Командиры получали 2 тысячи, остальные члены экипажей по 1 тысяче рублей.
За три уничтоженных вражеских самолёта летчик-истребитель получал орден. Героем Советского Союза он становился после 10 побед. За сбитый самолёт платили 1 тысячу рублей. За первые 5 боевых вылетов можно получить 1.5 тысяч рублей, а за 40 платили уже 5 тысяч рублей.
С лета 1942-го за разные самолёты стали платить по-разному. Дороже всего казне обходился бомбардировщик – 2 тысячи рублей. За истребитель по-прежнему платили 1 тысячу, за транспортник – 1.5 тысячи. При расчёте премий за количество боевых вылетов, учитывался их характер. Ночные операции ценили в двукратном размере.
Штурмовики получали деньги не только за сбитые вражеские самолёты, но и за боевые вылеты. Каждые 4 атаки приносили пилоту по 1 тысяче рублей.
Дороже всего ценились цели на море. Несмотря на то, что большевики постоянно заявляли о равенстве всех, при распределении премий учитывались не только сами цели, но и должности членов экипажей.
Так пилот и штурман получали по 10 тысяч рублей за уничтоженный миноносец или подводную лодку. Остальные имели по 2.5 тысячи. За транспортник основные члены экипажа получали по 3 тысячи, остальные по 1 тысяче. Дешевле всего ценились баржи, за которые пилот и штурман получали по 1 тысяче рублей. Остальным доставалось всего 300.
Как я уже говорил выше, в СССР предпочитали молчать про денежное вознаграждение. В Красной армии все воевали за Родину и Советскую власть, и лишние деньги коммунистам были ни к чему.
На мой взгляд, ничего зазорного в этом не было. Сомневаюсь, что летчики поднимались в небо только ради денежной премии, а пехотинцы думали про финансы, когда бросались на танки с гранатой.
Стоило ли финансово мотивировать солдат Красной армии?