Немцы прекрасно относились к трофейной технике. Как только им попадался Т-34 или КВ-1 в исправном состоянии, который они могли бы использовать, они сразу же его «дорабатывали», о чём я писал в одной из своих статей, после чего отправляли в бой. Правда, с обслуживанием и эксплуатацией трофейной техники у немцев возникали определённые трудности, о которых я и расскажу в сегодняшней статье.
Отсутствие необходимых навыков у танкистов
Этот минус очевиден и справедлив для танкистов всех армий. Естественно, что немецкие танкисты проходили обучение на своих машинах, и для управления трофейными им приходилось переучиваться.
Проблемы с обслуживанием
Опять же, очевидный минус. Если на марше или бою ломался немецкий танк, запчасти для него можно было заказать на заводе. В случае с советским танком, приходилось только рассчитывать только на поставки от трофейных команд. Кроме того, советские танки производились на разных предприятиях, и их запасные части не были идентичными. Это стало для немцев неприятной новостью.
Неприспособленные для длительных маршей двигатели
Немецкие танкисты часто жаловались на перегрев силовых агрегатов советских машин. При длительном марше, буквально через полчаса двигатель Т-34 перегревался до критической температуры. Приходилось останавливать колону, чтобы дать двигателю остыть. На это уходило порядка 20 минут. В итоге, немцы из каждого часового марша теряли ровно половину, что существенно сказывалось на мобильности их танковых подразделений.
Недостаток обзорности
Об этом я уже писал в своей прошлой статье. Немцы устанавливали свои командирские башенки, чтобы увеличить обзор Т-34. В условиях танкового боя плохой обзор может сыграть решающую роль.
Огонь по своим
Это самая большая проблема, которая приводила к потерям среди личного состава немецких танковых подразделений. По воспоминаниям немецких танкистов, которым доводилось «оседлать» советский трофейный танк, огонь по своим не был редкостью.
Действительно, кто будет в горячке боя, увидев вражеский танк, рассматривать на нём отличительные знаки. Следует команда и противотанковый снаряд уже летит в его сторону. Немцы пытались рисовать большие свои кресты, красили танки в серый, традиционный для немецкой бронетехники цвет, но ничего не помогало.
Впрочем, несмотря на все описанные мной недостатки, в том числе и дружественный огонь, в танковых подразделениях Вермахта продолжали использовать обновлённые советские Т-34, КВ-1 и другие танки. Их очень ценило командование.
Чтобы избавиться от возникающих проблем, которые я описал выше, немцы придумали несколько нехитрых способов:
- Нанесение отличительных знаков. Чем больше крестов нарисуешь, тем меньше вероятность попасть под дружественный огонь. Так думали немецкие танкисты, размещая свастику на всех проекциях танка, в том числе и сверху, чтобы защититься от огня союзной авиации.
- Использование в качестве стационарных огневых средств. Восстановленные советские танки часто ставили на линию обороны, где они не могли попасть под дружественный огонь, но служили в качестве стационарной огневой точки.
- Борьба с партизанами. Чаще всего такие танки старались использовать в тылу, где шанс быть уничтоженным своими сводился к минимуму. Они прекрасно подходили для борьбы с партизанами и советской разведкой в немецких тылах.
По факту, даже такие серьёзные меры, не уберегли немецких танкистов от «необязательных» потерь. Кроме того, немцы не очень любили садиться за незнакомые им машины, предпочитая им бронетехнику Вермахта.
О каких ещё минусах трофейной советской бронетехники известно вам?