Самый крупный по массе танк из всех, когда-либо воплощённых в металле, в боевых действиях никогда не участвовал. Это Pz.Kpfw VIII «Maus», спроектированный в гитлеровской Германии в 1943-1944 гг. под руководством Фердинанда Порше.
Сколько весит танк «Маус» – немецкий бронированный монстр
Эта машина стала ответом немецких конструкторов на желание Гитлера получить сверхмощный «танк прорыва» – неуязвимый благодаря максимально возможной бронезащите; и оснащённый двумя орудиями. В том числе и крупнокалиберным.
Немецкий танк «Маус» разрабатывали и запускали в производство несколько крупных компаний. Корпус и башню сваривали на заводе фирмы «Крупп», двигатель был от «Даймлер-Бенц», трансмиссия – от «Сименс», элементы ходовой части – от компании «Шкода». Сборка была организована на заводе фирмы «Алкетт».
Боевая масса этого сверхтяжёлого танка составляла 188,9 т.
14 мая 1943 года фюреру продемонстрировали полноразмерный деревянный макет гигантского танка, а в конце декабря того же года первый металлический прототип «Мауса» совершил пробный «заезд» на ходовых испытаниях (орудие ещё не было тогда на него установлено).
Немецкий танк «Маус» – характеристики
В экипаж бронемашины должно было входить 6 человек. В отделении управления, между двумя топливными баками по 1590 литров, находились сиденья механика-водителя и радиста.
Сзади них, в моторном отделении, по бортам располагались водяные и масляные радиаторы, а в центре стоял мотор. У каждого ходового катка был также собственный тяговый электродвигатель.
Над отделением управления размещалась башня, в которой должны были располагаться командир танка, командир орудий и два заряжающих.
Мотор планировалось использовать дизельный. А пока он находился в разработке – взяли бензиновый авиационный двигатель Daimler-Benz DB.603 – V-образный, 12-ти цилиндровый, рабочим объёмом в 44,5 литра. Он устанавливался на бомбардировщики и имел мощность 1750 л.с.
Для «Мауса» этот силовой агрегат дефорсировали до 1200 л.с., сделав его более тяговитым. Модификация получила наименование Daimler-Benz MB.509. Испытания танка показали, что расход горючего по пересечённой местности достигает 350 литров бензина на 10 километров пути.
За двигателем стояли генераторы, а с обеих сторон в спонсонах находилась укладка боеприпасов. С передне-правой стороны от генераторов стоял вспомогательный двигатель с аккумуляторными батареями к его задней части. Корму корпуса занимали моторы электропривода.
А электромеханическую трансмиссию расположили в глубокой части корпуса между электромоторами, сзади от генератора. Она состояла из двух электроприводов левой и правой гусениц. Две автономные электросистемы передавали крутящий момент к ведущим колёсам через 2-х ступенчатый редуктор.
Танку обеспечили мощное круговое бронирование и прикрытие от неприятельских снарядов траков и ленивцев ходовой части. В целом, он был выполнен на очень высоком технологическом уровне.
Габаритные размеры «Мауса»: длина 9,05 м (с пушкой 10,2 м); ширина 3,67 м; высота 3,66 м. Скорость – до 20 км/ч.
Немецкий танк «Маус» – вооружение
Основное вооружение этого танка – 128-мм орудие, подобное тому, которое устанавливали на тяжёлые самоходки – истребители танков Jagdtiger. Второе орудие тоже было очень неслабым: 75-мм пушка KwK-40.
Пулемётов конструкторы «Мауса» вначале совсем не предполагали устанавливать. Планировали вооружить танк вместо спаренного пулемёта 20-мм орудием. Это вызвало резкую критику главного инспектора бронетанковых войск Гейнца Гудериана. Он заявил, что Фердинанд Порше «наступает на те же грабли»: повторяет недостаток, который делал самоходку «Фердинанд» непригодной для ближнего боя. Фактически, беззащитной перед пехотой противника.
Критика Гудериана была учтена, поэтому и на лобовой плите, и на корме были предусмотрены места для установки пулемётов MG-34. Кроме того, в корме пробовали устанавливать два огнемёта (для них был предназначен дополнительный 1000-литровый бак сзади), а на башню – зенитную установку. Но в окончательный вариант сделанных в 1944 году прототипов они не вошли.
Как британские бомбардировки убили «Мауса»
В 1944 году, после испытания прототипов, планировали запустить серийное производство этих сверхтяжёлых танков – по 10 машин в месяц.
В июле 1943-го на Krupp был сварен корпус первого «Мауса» и стартовала работа над корпусами для ещё 6-ти танков (нарезали листы, вели подготовку к сборке).
Британская разведка не знала о существовании проекта «Маус», но английские бомбардировщики сыграли немалую роль в судьбе этого сверхтяжёлого танка.
Они нанесли сильнейшие удары по заводам Krupp, которые вынудили немцев отодвинуть срок выпуска башни «Мауса» на несколько месяцев. Повреждения предприятий оказались столь серьёзными, что пришлось застопорить этот дорогостоящий проект и сосредоточиться на восстановлении производства серийных моделей бронетехники.
5 ноября 1943 года заказ на выпуск шести танков пробной партии был сокращён до двух. Которые стали первыми и последними.
До конца войны на заводах Крупп собрали ещё шесть корпусов (без ходовой части) и семь башен. В конце 1944-го была завершена работа над дизельным двигателем MB.517, и он даже был испытан на втором прототипе. Но всё это уже не имело значения: война Германией была безнадёжно проиграна.
Немецкий танк «Маус» – музейный экспонат
В апреле 1945 года Советская Армия приблизилась к полигону, на котором испытывали «Маусы». Поэтому немцы взорвали оба этих танка. Сильно разрушен при этом был только один из них. Второй советское командование приказало восстановить, с использованием деталей первого.
Восстановленный «Маус» был изучен и испытан на полигоне в Кубинке. После этого двигатель и всё внутреннее оборудование было с него демонтировано. А сам танк пополнил коллекцию советского Военно-исторического музея бронетанкового вооружения и техники. Это уникальный экспонат, которого точно не найти больше нигде в мире.
Любители собирать модели – пластиковые копии бронетехники могут приобрести и сконструировать немецкий сверхтяжелый танк «Маус» 1: 35 масштабом.